Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план разработан на основе следующих нормативных документов:
-Закон РФ «Об образовании» -Типовое положение о ДОУ от 12 сентября 2008 г. N 666 -СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"
В 2012 – 2013 учебном году в МБДОУ Белоусовский детский сад «Звёздочка» функционирует 1 разновозрастная группа – 20 человек. Режим работы детского сада - пятидневный. Продолжительность пребывания детей в детском саду – 10 часов. Учебно-воспитательный процесс проводится по комплексной программе «Радуга» Т.Н. Доронова, имеющей гриф Министерства образования и рекомендованной к использованию в работе; Парциальные: -«Математические ступеньки» Е.В.Колесникова от 3 до 7 лет; -«Математика от трёх до семи» З.А.Михайлова; -«Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» Л.В.Яковлева, Р.А. Юдина; -«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду от 4 -7 лет» Г.С.Швайко; -«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева.
Число занятий в неделю для детей: -средняя группа – 11 занятий, продолжительность занятий 15-20 минут; -старшая группа – 13 занятий, продолжительность 20-25 минут; -подготовительная группа 16 занятий, продолжительность 25-30 минут. Учебный план, разработанный на 2012-2013 учебный год определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время по группам.
Структура учебного года: ( организационные занятия начинаются с 1 октября.) -с 1 октября по 20 декабря – учебный период; -с 20 декабря по 14 января – каникулы; -с 15 января по 31 апреля – учебный период; -с 1 мая по 31 мая – диагностический период, подготовка к выпускному утреннику.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ Учебный день делится на три блока:
1. Утренний образовательный блок - продолжительность с 8.00 до 10.00 – включает в себя: - совместную деятельность воспитателя с ребёнком; - свободную самостоятельную деятельность детей. 2. Развивающий блок - продолжительность с 10.00 до 12.00: - представляет собой организованное обучение в форме занятий. 3. Вечерний блок – продолжительность с 16.00 до 18.00 – включает в себя: -самостоятельную деятельность ребёнка и его совместную деятельность с воспитателем. В структуре учебного плана выделяется базовая часть. Базовая часть состоит из федерального и национального компонентов. Единство и преемственность основных видов деятельности (игровой и образовательной) реализуемые в учебном плане, обеспечивают интегрированность коммуникативных, познавательных, ценностно - ореинтационных, предметно-преобразовательных, художественных оснований творческой деятельности. Эти виды приобретают форму образовательных областей: -речь, язык, риторика – реализация коммуникативного развития ребёнка; -окружающий мир - развитие ценностных оснований на основе развития нравственно-эмоционального отношения к природе, к окружающей среде; -математика - концентрированное выражение познавательной сферы развития. Образовательная область «Физическая культура» Обеспечивает полноценность физической активности через овладения общеразвивающими упражнениями, народными играми, гимнастики и различных видов спорта. В раздел включаются представления о физической культуре, валеологии, о взаимосвязи здоровья и гигиены. Региональная составляющая выражена в народных играх, в традициях, развлечениях, обычаях, праздниках, обрядах народа и неотделима от ценностного развития личности ребёнка, его нравственных и эстетических качеств. Образовательная область «Развитие речи и ознакомление с окружающим» Направлена на: -развитие речи; -овладение родным языком и культурой общения; -раскрытие детям современных представлений о природе, обществе, человеке и о самом себе. Данная образовательная область реализует национально - региональный компонент содержания, обогащая представления детей о человеке, обществе, истории, их отражение в фольклоре через мифы, сказки, легенды, рассказы о родной истории и природе, экскурсии и др. Образовательная область «Грамота» Направлена на: -развитие фонематического слуха, совершенствование владения грамматическим строем языка; -усвоение традиционных форм, чередований в основах, усложнение структуры предложения. Способов словообразования, умение ставить ударения, разбирать слова на слоги, а предложения - на слова; -совершенствование звукобуквенного анализа. Образовательная область «Музыка» Направлена на: -воспитание основ музыкальной культуры в единстве всех её компонентов, доступных детям дошкольного возраста; -развитие стойкого интереса не только к конкретным музыкальным произведениям, но и музыкальному искусству в целом; -обогащение музыкально-слухового опыта детей в процессе усвоения произведений народной, классической и современной музыке, а также вокальной, инструментальной; -развитие умения вслушиваться в каждую фразу музыкального произведения, ощущать связь между ними, улавливать смену настроения. Чувствовать динамику музыкального образа и осознавать роль комплекса средств музыкальной выразительности в его воплощении; -развитие танцевального, музыкально-игрового и импровизационно-мелодического творчества детей. Региональный компонент включает в себя музыкальные произведения, танцы. Образовательная область «Конструирование» Направлена на: -формирование и закрепление представлений о геометрических фигурах пространственных отношениях предметов; -формирование и закрепление навыков постройки плоскостных и объёмных конструкций по образцу, по собственному желанию и др. Образовательная область «Математика» Представляет собой начальное звено единого непрерывного курса математики. Данная область направлена на: -ознакомление детей с разными областями математики (количество и счёт, измерение, сравнение величин, пространственные и временные ориентировки); -формирование мотивации учения, ориентирование познавательных интересов; -развитие образного мышления (ощущение, восприятие, представления); -приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); -расширение умений обосновать свои суждения, строить простейшие умозаключения; -закрепление обще-учебных умений и навыков (умение планировать, обдумывать свои действия, осуществлять свои решения, догадываться о результатах и проверять их). Образовательная деятельность «Изобразительное искусство» (состоит из двух разделов). Первый раздел «Изобразительное искусство» Направлен на: -развитие стремления и умений детей, воссоздавать чувственный образ мира средствами различных видов художественной деятельности; -постижение ценностей природы. Второй раздел «Декоративно-прикладное искусство» В старших группах вводится декоративно-прикладное искусство и изобразительное искусство, которые включают национально-региональный компонент, нацеленный на ознакомление детей с достижениями современного искусства и традиционной народной культуры. Направлен этот раздел на: -знакомство и выработку умений узнать, различные промыслы, сравнивать их между собой. -закрепление умений составлять узоры на бумаге, глиняной игрушке. Региональный компонент выражен в изучении специфики декоративно-прикладного искусства. Рукоделие направлено на: -воспитание желания заниматься рукоделием; -развитие умений работать с различными материалами и инструментами; -развитие эмоциональной отзывчивости на произведения ручного труда; -воспитание эстетического вкуса и желания радоваться созданной красоте.
Учебный план на 2012-2013 учебный год
Сетка занятий
РЕЖИМ ДНЯ ГРУППЫ (холодный период)
Режим дня группы (в теплый период)
|
|