Пояснительная записка к учебному плану

 

Учебный план разработан на основе следующих нормативных документов:

 

-Закон РФ «Об образовании»

-Типовое положение о ДОУ от 12 сентября  2008 г.  N 666

-СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"

 

В 2012 – 2013 учебном году в МБДОУ Белоусовский детский сад «Звёздочка» функционирует 1 разновозрастная группа – 20 человек.

Режим работы детского сада - пятидневный.

Продолжительность пребывания детей в детском саду – 10 часов.

Учебно-воспитательный процесс проводится по комплексной программе «Радуга» Т.Н. Доронова, имеющей гриф Министерства образования и рекомендованной к использованию в работе;

Парциальные:

-«Математические ступеньки» Е.В.Колесникова от 3 до 7 лет;

-«Математика от трёх до семи» З.А.Михайлова;

-«Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет» Л.В.Яковлева, Р.А. Юдина;

-«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду от 4 -7 лет» Г.С.Швайко;

-«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н. Николаева.

 

Число занятий в неделю для детей:

-средняя группа – 11 занятий, продолжительность занятий 15-20 минут;

-старшая группа – 13 занятий, продолжительность 20-25 минут;

-подготовительная группа 16 занятий, продолжительность 25-30 минут.

Учебный план, разработанный на 2012-2013 учебный год определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время по группам.

 

Структура учебного года:

( организационные занятия начинаются с 1 октября.)

-с 1 октября по 20 декабря – учебный период;

-с 20 декабря по 14 января – каникулы;

-с 15 января по 31 апреля – учебный период;

-с 1 мая по 31 мая – диагностический период, подготовка к выпускному утреннику.

 

                 СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ 

Учебный день делится на три блока:

 

1. Утренний образовательный блок - продолжительность с 8.00 до 10.00 – включает в себя:

- совместную деятельность воспитателя с ребёнком;

- свободную самостоятельную деятельность детей.

2. Развивающий блок - продолжительность с 10.00 до 12.00:

- представляет собой организованное обучение в форме занятий.

3. Вечерний блок – продолжительность с 16.00 до 18.00 – включает в себя:

-самостоятельную деятельность ребёнка и его совместную деятельность с воспитателем.

В структуре учебного плана выделяется базовая часть. Базовая часть состоит из федерального и национального компонентов.

Единство и преемственность основных видов деятельности (игровой и образовательной) реализуемые в учебном плане, обеспечивают интегрированность коммуникативных, познавательных, ценностно - ореинтационных, предметно-преобразовательных, художественных оснований творческой деятельности. Эти виды приобретают форму образовательных областей:

-речь, язык, риторика – реализация коммуникативного развития ребёнка;

-окружающий мир - развитие ценностных оснований на основе развития нравственно-эмоционального отношения к природе, к окружающей среде;

-математика - концентрированное выражение познавательной сферы развития.

Образовательная область «Физическая культура»                       

Обеспечивает полноценность физической активности через овладения общеразвивающими упражнениями, народными играми, гимнастики и различных видов спорта. В раздел включаются представления о физической культуре, валеологии, о взаимосвязи здоровья и гигиены. Региональная составляющая выражена в народных играх, в традициях, развлечениях, обычаях, праздниках, обрядах народа и неотделима от ценностного развития личности ребёнка, его нравственных и эстетических качеств.

Образовательная область «Развитие речи и ознакомление с окружающим»

Направлена на:

-развитие речи;

-овладение родным языком и культурой общения;

-раскрытие детям современных представлений о природе, обществе, человеке и о самом себе.

Данная образовательная область реализует национально - региональный компонент содержания, обогащая представления детей о человеке, обществе, истории, их отражение в фольклоре через мифы, сказки, легенды, рассказы о родной истории и природе, экскурсии и др.

Образовательная область «Грамота»

Направлена на:

-развитие фонематического слуха, совершенствование владения грамматическим строем языка;

-усвоение традиционных форм, чередований в основах, усложнение структуры предложения. Способов словообразования, умение ставить ударения, разбирать слова на слоги, а предложения - на слова;

-совершенствование звукобуквенного анализа.

Образовательная область «Музыка»

Направлена на:

-воспитание основ музыкальной культуры в единстве всех её компонентов, доступных детям дошкольного возраста;

-развитие стойкого интереса не только к конкретным музыкальным произведениям, но и музыкальному искусству в целом;

-обогащение музыкально-слухового опыта детей в процессе усвоения произведений народной, классической и современной музыке, а также вокальной, инструментальной;

-развитие умения вслушиваться в каждую фразу музыкального произведения, ощущать связь между ними, улавливать смену настроения. Чувствовать динамику музыкального образа и осознавать роль комплекса средств музыкальной выразительности в его воплощении;

-развитие танцевального, музыкально-игрового и импровизационно-мелодического творчества детей. Региональный компонент включает в себя музыкальные произведения, танцы.

Образовательная область «Конструирование»

Направлена на:

-формирование и закрепление представлений о геометрических фигурах пространственных отношениях предметов;

-формирование и закрепление навыков постройки плоскостных и объёмных конструкций по образцу, по собственному желанию и др.

Образовательная область «Математика»

Представляет собой начальное звено единого непрерывного курса математики.

Данная область направлена на:

-ознакомление детей с разными областями математики (количество и счёт, измерение, сравнение величин, пространственные и временные ориентировки);

-формирование мотивации учения, ориентирование познавательных интересов;

-развитие образного мышления (ощущение, восприятие, представления);

-приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

-расширение умений обосновать свои суждения, строить простейшие умозаключения;

-закрепление обще-учебных умений и навыков (умение планировать, обдумывать свои действия, осуществлять свои решения, догадываться о результатах и проверять их).

Образовательная деятельность «Изобразительное искусство»

(состоит из двух разделов).

Первый раздел «Изобразительное искусство»

 Направлен на:

-развитие стремления и умений детей, воссоздавать чувственный образ мира средствами различных видов художественной деятельности;

-постижение ценностей природы.

Второй раздел «Декоративно-прикладное искусство»

В старших группах вводится декоративно-прикладное искусство и изобразительное искусство, которые включают национально-региональный компонент, нацеленный на ознакомление детей с достижениями современного искусства и традиционной народной культуры.

Направлен этот раздел на:

-знакомство и выработку умений узнать, различные промыслы, сравнивать их между собой.

-закрепление умений составлять узоры на бумаге, глиняной игрушке.

Региональный компонент выражен в изучении специфики декоративно-прикладного искусства.

Рукоделие направлено на:

-воспитание желания заниматься рукоделием;

-развитие умений работать с различными материалами и инструментами;

-развитие эмоциональной отзывчивости на произведения ручного труда;

-воспитание эстетического вкуса и желания радоваться созданной красоте.

 

Учебный план на 2012-2013 учебный год

 

Группа

 

 

Занятия

Количество занятий

неделю

месяц

год

 

 

 

 

 

Средняя группа

1. Развитие речи

1

4

32

2. Математика

1

4

32

3. Познавательное развитие

1

4

32

4. Рисование

1

4

32

5. Лепка

1

4

32

6. Музыка

2

8

64

7. Физкультурное

3

12

96

8. Аппликация через неделю 9.Конструирование

 

1

 

4

 

32

Всего

 

11

44

352

 

 

 

 

 

 

Старшая

группа

1. Знакомство с буквами

1

4

32

2. Математика

1

4

32

3. Познавательное

развитие

1

4

32

4. Лепка через неделю   5.Аппликация

1

4

32

6. Рисование

2

8

32

7.Конструирование

через неделю

8. Рукоделие

1

4

32

9. Развитие речи

1

4

32

10. Музыка

2

8

64

11. Физкультура

3

12

96

Всего

 

13

52

416

 

 

 

 

Подготовительная

группа

1. Обучение грамоте

1

4

32

2.Математика

2

8

32

3. Познавательное

развитие

1

4

32

4. Математика

2

8

64

5. Музыка

2

8

64

6. Рисование

2

8

64

7. Лепка

1

4

32

8.Литература

1

4

32

9.Развитие речи

1

4

32

10.Физкультура

3

12

96

Всего

 

16

56

448

 

Сетка занятий 

 

Дни

неде-ли

 

средняя группа

старшая группа

подготовительная

группа

занятия

часы

занятия

часы

занятия

часы

понедельник

1

Развитие речи

 

09.10-09.25

Развитие речи

09.30-09.50

 

Развитие речи

09.55-10.15

2

- - - - -

- - -

Рисование

10.29-10.40

Рисование

10.45-11.05

 

3

 

Физкультурное

 

16.00-16.15

 

Физкультурное

 

16.00-16.20

 

Физкультурное

 

16.00-16.25

вторник

1

Математика

09.10-09.25

Математика

09.30-09.50

Математика

09.55-10.15

2

Аппликация

через неделю

конструирование

10.20-10.35

Конструирование

через неделю

рукоделие

10.40-11.00

 

Лепка

11.00-11.20

3

Музыка

16.00-16.15

Музыка

16.00-16.20

Музыка

16.00-16.25

среда

1

Рисование

09.10-09.25

Знакомство с буквами

 

09.30-09.50

Обучение грамоте

09.55-10.15

2

_ _ _

- - -

Рисование

10.20-10.40

рисование

10.45-11.05

3

Физкультурное

16.00-16.15

Физкультурное

16.00-16.20

Физкультурное

16.00-16.25

четверг

1

Познавательное

развитие

09.10-09.25

Познавательное

развитие

09.30-09.50

Математика

09.55-10.15

2

 

- - - -

 

- - -

 

- - - -

 

- - -

Ознакомление с художественной литературой

10.25-10.45

3

Музыкальное

16.00-16.15

Музыкальное

16.00-16.20

Музыкальное

16.00-16.25

пятница

 

1

Лепка

09.10-09.25

Лепка

через неделю

аппликация

09.30-09.50

Познавательное

развитие

09.55-10.15

 

2

 

Физкультурное

 

16.00-16.15

 

Физкультурное

 

16.00-16.20

 

Физкультурное

 

16.00-16.25

 

РЕЖИМ    ДНЯ    ГРУППЫ

(холодный период)

 

Режимный процесс

Время

Педагогическое содержание

1.Приём детей

08.00-08.30

Индивидуальные беседы с детьми. Создание условий для продолжения продуктивной деятельности, начатой предыдущим днём, и спокойных занятий по интересам.

Беседы с родителями.

2.Общее приветствие.

   Утренняя гимнастика.

08.30-08.45

Создание положительного настроя. Совместное планирование дня жизни группы.

Выполнение в спокойном темпе комплекса разминочных упражнений с целью физиологического пробуждения организма.

3. Гимнастические

    процедуры

08.45-08.50

Мытьё рук. Умывание водой лица, рук, области ушных раковин.

4.Завтрак

08.50-09.05

Совершенствование гигиенических навыков культурного поведения за столом.

5.Подготовка к занятиям, занятия.

09.10-10.50

Цель: обучение и развитие детей.                           Смотри сетку занятия

6.Самостоятельная

свободная деятельность детей

 

10.50-11.50

 

Цель: сохранение здоровья детей

 

 

 

 

 

7.Прогулка

 

 

 

 

 

11.05-12.35

Выход за пределы, экскурсии (по плану).

Цель: укрепление здоровья детей.

Средства: а) создание условий для разнообразной самостоятельной двигательной активности;

б) физкультурные занятия;

в) подвижные игры.

Цель: развитие познавательной деятельности детей.

Средства: а) экскурсии за пределы д/сада;

б) рассказы воспитателя и чтение познавательной литературы.

Цель: развитие эстетического восприятия детей.

Средства: а) созерцание  красоты природы;

б) прогулки (по красивым местам).

Цель: воспитание интереса к трудовой деятельности.

Средства: совместный с взрослыми посильный труд на участке (по желанию).

8.Возвращение с прогулки и

   подготовка к обеду.

12.35-12.40

Цель: совершенствование навыков самообслуживания; формирование навыков ухода за одеждой и обувью;

совершенствование гигиенических навыков.

9.Обед

12.35-12.40

Цель: совершенствование гигиенических навыков; совершенствование навыков

культурного поведения за столом.

10.Сон

13.00-15.00

Цель: успокоение и расслабление.

11.Пробуждение,

гигиенические

процедуры.

 

15.00-15.25

Цель: постепенное физиологическое пробуждение; разминка в постели.

12.Полдник

15.25-15.45

Совершенствование культурных навыков за столом

13.Занятия

16.00-16.30

См. сетку занятий

14.Игры

16.30-16.50

 

15.Подготовка к прогулке. Прогулка. Итог дня, уход детей домой.

 

16.50-18.00

 

 

Режим   дня   группы

(в теплый период)

 

Режимный процесс

Время

Педагогическое содержание

1.

Приём детей

08.00-09.00

Индивидуальные беседы с детьми и родителями.

Создание условий для продолжения продуктивной деятельности, начатой предыдущим днём, и спокойных занятий по интересам.

2.

Общее

Приветствие.

Утренняя гимнастика

 

09.00-09.15

Создание положительного настроя. Совместное планирование дня группы. Выполнение в спокойном темпе комплекса разминочных упражнений с целью физиологического пробуждения организма.

3.

Гигиенические процедуры

09.15-09.20

Мытьё рук. Умывание водой лица, рук, области ушных раковин.

4.

Завтрак

09.20-09.35

Совершенствование гигиенических навыков.

Совершенствование навыков культурного

Поведения за столом.

5.

Занятие

09.40-10.00

Цель: обучение и развитие детей.

6.

Прогулка

10.00-12.30

Цель: укрепление здоровья детей.

Средства: а) создание условий для разнообразной самостоятельной двигательной активности;

б) физкультурное занятие;

в)подвижные игры.

Цель: развитие познавательной деятельности детей.

Средства: а) экскурсии за пределы д./сада;

б)  рассказы воспитателя и чтения познавательной литературы.

Цель: развитие эстетического восприятия детей.

Средства: а) созерцание красоты природы;

Б)прогулка (по красивым местам).

Цель: воспитание интереса к трудовой деятельности.

Средства: совместный с взрослыми посильный труд на участке (по желанию).

 

7.

Возвращение с прогулки и подготовка к обеду.

12.30-12.40

Цель: совершенствование навыков самообслуживания; формирование навыков ухода за одеждой и обувью; совершенствование гигиенических навыков.

 

8

 

Обед

12.40-13.00

Совершенствование гигиенических навыков.

Совершенствование навыков культурного поведения за столом.

9.

Сон

13.00-15.30

Цель: успокоение и расслабление.

 

10.

Пробуждение,  гигиенические процедуры

15.30-15.45

Цель: постепенное физиологическое пробуждение;

разминка в постели.

11.

Полдник

15.45-16.00

Совершенствование навыков культурного поведения за столом.

 

12.

Подготовка к прогулки.

Прогулка.

Итог дня, уход детей домой.

 

16.00-18.00

Цель: создание чувства общности; представление детям возможности выразить эмоции, как положительные, так и отрицательные; продолжать закладывать в личности каждого ребёнка положительный «образ себя».

 

Бесплатный хостинг uCoz